Форум » Полный оффтопик » Высокая теория воспитания Стругацких » Ответить

Высокая теория воспитания Стругацких

Динлин: Тут у нас идёт обсуждение мира Стругацких, таймлайна Переслегина и т.д. К тому же Дракоша вернулась. Возникла у меня одна мысля - не могла ли Высокая Теория Воспитания, о которой сами братья не смогли сказать ничего осмысленного, зародиться из трудов Макаренко. Их объединяет главная черта - выработка в человеке ОТВЕТСТВЕННОСТИ, как наиболее ценной черты. «Человек Ответственный» Стругацких и «Как можно больше доверия к человеку, как можно больше ответственности на человеке» Макаренко. Причём сам Макаренко считал, что для применения его методик гением быть не нужно. Или просто скромничал ? «Педагогическая поэма» http://www.e-kniga.ru/Makarenko/pedagogi0.html

Ответов - 87, стр: 1 2 3 All

Drakosha: Вы будете, конечно, надо мной смеятся, но Макаренко я не читала. Педагогику я терпеть ненавижу и воспринимаю как науку о том, как поизвращеннее издеваться над детьми. Поэтому и сравнить не могу. Может, кто найдется продвинутее меня в этом? Я больше склоняюсь к интуитивному типу воспитания, с подстройкой под конкретного ребенка, под его особенности и потребности. Ответственность... В какой-то мере она необходима, но без фанатизма. Известно ведь, что люди с большим чувством ответственности чаще кончают жизнь самоубийством. Или по крайней мере сгорают быстрее, от напряжения.

Динлин: Drakosha пишет: цитатаИзвестно ведь, что люди с большим чувством ответственности чаще кончают жизнь самоубийством. Или по крайней мере сгорают быстрее, от напряжения. Просто потому что все остальные безответственные - ответственным приходиться брать на себя 100-кратный груз.

Dolotov: Боюсь, что Стругацкие сами не знали, что такое высокое научное воспитание. Это такое же абстрактное условие существования Мира Полдня, как нуль-переход, и примерно столь же достоверное. Вот что говорит об этом сам Борис Натанович: »...Это как неграмотность, аналогия исчерпывающая. Тысячелетиями неграмотные люди были нормой, и это никого не беспокоило, кроме святых и фанатиков. Понадобилось что-то очень существенное переменить в социуме, чтобы грамотность сделалась необходимой. Что-то фундаментально важное. И тогда, как по мановению жезла Моисеева, за какие-нибудь сто лет все стали грамотными. Может быть, и воспитанность тоже пока нашему социуму не нужна? Не нужны нам терпимые, честные, трудолюбивые, не нужны и свободомыслящие: нет в них никакой необходимости - и так все у нас ладненько и путем. (“Пусть мною управляют. Не возражаю. Но только так, чтобы я этого не замечал...”) Что-то загадочное и даже сакральное, может быть, должно произойти с этим миром, чтобы Человек Воспитанный стал этому миру нужен. Человечеству сделался бы нужен. Самому себе и ближнему своему. И пока эта тайна не реализуется, все будет идти, как встарь. Поганая цепь времен. Цепь привычных пороков и нравственной убогости. Ненавистный труд в поте лица своего и поганенькая жизнь в обход ненавистных законов... Пока не потребуется почему-то этот порядок переменить..»


Динлин: Для Dolotov: Согласен. Изменение системы воспитания и общественного устройства должно происходить параллельно.

Стас: Так что развилка опять же в СССР и никак не позднее 60-х годов.

Каммерер: И опять заряд оптимизма 30-х, не растраченный под бомбами Люфтваффе.

Dolotov: Развилка, действительно, не позже второй мировой. альтернатива чистой воды. Выяснять какая современная педадогическая практика легла в основу теории высокого воспитания - все равно что выяснять, из развития каких математических трудов произошла теория Д-групп. ;) А вот последствия существования такой педадогической теории - очень интересны и неочевидны. По теме - надо сказть, что действительн в человеке она должна закладывать чудовищное чувство ответственности, причем внутренней, перед самим собой, без коррекции общества. Уже здесь кто-то замечал, что граждане Мира Полдня - сугубые индивидуалисты, да и Переслегин отмечал, что земляне принимают решения, причем по стратегическим проблемам, по собственному разумению, а лишь потом информируют о них власть (Мировой Совет). Или не информируют (тот же потерявшийся М. Каммерер на Саракше). Т.е. землянин - тот же Бойцовый Кот, боевая единица сама в себе. )

Динлин: Абсолютно согласен и с тем, что без войны лучше получилось бы, и с тем, что 60-е крайний срок, а лучше 40-е без войны, и с тем, что это альтернатива чистой воды - совсем другой человек (не припомню таких в реале) вместо Сталина. Но предположим, что всё это было - возможно ли в принципе развитие ВТВ из работ Макаренко ?

Dolotov: Прошу прощения, предыдущий пост ушлел недописанным. Я бфы даже сказал, что развилка вероятнее всего должна была быть в 30-х (не было бы репрессий, в частности).

Каммерер: Или все это вытекло из дальнейшего построения социализма. Вспомним педагогический лицей Ташлинска. Положим, в 40-х годах была поставленна задача полностью изменить систему воспитания и образования. Стало ясно, что для создания коммунизма необходимы новые люди. Сначала несколько экспериментальных школ-коммун. Затем эксперимент был заложен в основу всей педагогической системы. Естественно, в данном случае кадровый подбор Учителей круче, чем в МГБ. Должны пройти только люди с устоявшимся коммунистическим мировозрением, огромным чувством ответственности и педагогическим талантом.

Каммерер: Dolotov пишет: цитатаЯ бфы даже сказал, что развилка вероятнее всего должна была быть в 30-х (не было бы репрессий, в частности). Репрессии 37-го года обязательны. Иначе мы бы получили не СССР, а Пол Потовскую Камбоджу. Надо было вырезать всех ЧКистов, кровавых коммисаров и Палачей вроде Тухачевского и Троцкого.

Динлин: Как вариант развилки - ВОВ всё же была, и один из учеников Макаренко стал маршалом и в 1953 осуществил переворот. Затем несколько лет экспериментов и отработки методик и начиная с 1960 - широкомасштабное внедрение.

Drakosha: Тогда должны серьезно и на очень высоком уровне развиваться психология и социология, без объявлений «буржуазными лженауками». Возможно, под другим названием, но с мощной теоретической и практической базой, отличающущейся от психоанализа. Возможно, нечто близкое к бихевиоризму... Да! Точно. Предельно материалистичен и великолепно применяется на практике. В РИ, правда, это сугубо американская школа. http://psi.webzone.ru/st/126100.htm

Dolotov: Каммерер пишет: цитатаРепрессии 37-го года обязательны. Не хотелось бы сорваться в очередной идеологический флейм, но это не альтернатива. С репрессиями мы выпадаем, ИМХО, в реал. Абстрагируясь от того, что Берия, Деканозов и прочая компания мало чем привлекательней своих предшественников, - но криминализация менталитета нации как результат массового сидения народа в лагерях, то что тюрьма стала восприниматься в народе не как позор и наказание, а как бытовая беда, - как-то объективно не способствует развитию научного воспитания и продвижению к миру Полдня. Если же рассматривать репресии в духе Климова, как попытку сбросить пар пассионарности, то вообще-то надо сказать, что агрессивность - это движитель человеческой психики, генератор активности поведения. Задача культуры в целом и тем более высокого воспитания как ее элемента - перерабатывать агрессию в социально приемлемые формы активности. Т.е. или репрессии, война и замедление развития цивилизации в целом, либо сохранение пасионарного накала, развитие социальных механизмов его утилизации и освоение Солнечной системы к 2000 году. Разные ветви реальности.

Каммерер: Для Dolotov: Что делать с Ежовым, Ягодой, Тухачевским, Троцким и сотнями тысяч им подобных? Репрессии 37-го были завершением логическим концом огромного репресивного механизма 20 - 30-х годов. Это была чистка, отмывание страны от дерьмеца.

Динлин: Drakosha пишет: цитатаВозможно, нечто близкое к бихевиоризму... Спасибо за ссылку. Это же выработка условных рефлексов. Интересно, как это будет выглядеть на практике в применении к людям, а не кроликам ? Вспоминается почему-то Хайнлайн: «И тут я вспомнил диспут в нашем классе на уроке Истории и Философии Морали. Мистер Дюбуа рассказывал о беспорядках, предшествовавших распаду Североамериканской Республики в конце двадцатого века. Из его слов выходило, что, прежде чем все пошло вразнос, преступления вроде совершеного Диллингером были . так же обычны, как собачьи драки. И такой ужас творился не только в Америке -- в России и на Британских островах было то же самое, да и в других странах... Но своего апогея это достигло в Северной Америке, незадолго до того как наступил полный абзац. -- Обычные законопослушные люди, -- рассказывал мистер Дюбуа, -- даже не ходили вечером в публичные парки. Это было связано с риском подвергнуться нападению жестоких, будто стая зверей, подростков, вооруженных велосипедными цепями, ножами, самодельными пистолетами... и быть в лучшем случае напуганными, а скорее всего ограбленными, возможно -- опасно раненными или даже убитыми. И продолжалось это долгие годы, вплоть до начала войны между Русско-Англо-Американским Альянсом и Китайской Гегемонией. Убийства, наркомания, воровство, разбой и вандализм стали обычным явлением. И не только в парках -- такие вещи случались на улицах, посреди бела дня, или во дворах школ, или даже в самих школах. Но парки были особенно опасны -- честные люди старались держаться от них подальше после наступления темноты. Я попытался вообразить, что такие штуки творятся в нашей школе, -- и просто не смог. Или в наших парках... Парк -- это ведь место для веселья, а вовсе не для того, чтобы обижать кого-нибудь... А уж убивать... -- Мистер Дюбуа! А разве тогда не было полиции? Или судов? -- Тогда было гораздо больше полиции и судов, чем в наше время. И все они были загружены работой выше головы. -- Похоже, я не могу этого понять... Если бы мальчишка из нашего города совершил что-нибудь хотя бы наполовину такое плохое, и его, и его отца высекли бы при всем честном народе. Но такого просто не было! Между тем мистер Дюбуа спросил меня: -- А сможете вы дать определение «малолетнего преступника»? -- А-а... Н-ну, это те самые дети. Те, которые избивали людей. -- Неверно. -- А... Почему неверно? Ведь в учебнике сказано... -- Извините. Учебник действительно дает такую формулировку. Но если назвать хвост ногой, то вряд ли оя от этого превратится в ногу. «Малолетний преступник» -- понятие внутренне противоречивое, однако само это противоречие дает ключ к разрешению проблемы и возможность понять причины провала попыток разрешить эту проблему. Вам приходилось когда-нибудь воспитывать щенка? -- Да, сэр. -- А сумели ли вы отучить его делать лужи в доме? -- Э-э... Да, сэр. В конце концов. Честно говоря, я с этим промедлил -- потому мама и решила, что собак в доме быть не должно. -- Понятно. А когда щенок напускал лужицу, вы злились на него? -- Как? Нет, зач^м же. Он ведь еще щенок, он же не знает... -- А что же вы делали? -- Ну, я ругал его, и тыкал носом в лужу, и шлепал. -- Но ведь он не мог понимать ваших слов. -- Конечно, не мог, но он понимал, что я на него сержусь! -- Но вы только что говорили, что не сердились на него. Мистер Дюбуа иногда просто бесил меня -- вот так приводя в замешательство. -- Нет, я только ИЗОБРАЖАЛ, что сержусь! Его ведь нужно было приучать, верно? -- Согласен. Но, объяснив ему, что вы им недовольны, как могли вы быть таким жестоким, что еще и шлепали его? Ведь вы сказали, что бедный звереныш не знал, что делает плохо! И все же причиняли ему боль! Как же вам не стыдно? Может быть, вы -- садист? Я не знал тогда, что такое садист, однако в щенках кое-что понимал! -- Мистер Дюбуа, но ведь иначе -- никак! Вы ругаете его, чтобы он знал, что поступил неправильно, тычете его в лужу носом, чтобы он знал, в чем заключается его проступок, и шлепаете, чтобы ему расхотелось впредь так поступать. И шлепать его нужно сразу же -- иначе от наказания ничего хорошего не будет; вы его просто запутаете. И даже тогда он с одного раза не поймет; надо следить, и сразу же наказывать его опять, и шлепать немного больнее. И он очень скоро научится. А просто ругать его -- только зря языком молоть. Вы, наверное, никогда не воспитывали щенков. -- Почему же, многих. Сейчас я воспитываю гон чую. Этим самым методом. Однако вернемся к нашим малолетним преступникам. Наиболее жестокие из них были примерно вашего возраста. А когда начинали свою преступную карьеру -- были гораздо младше вас. И вот теперь вспомним вашего щенка. Тех подростков очень часто ловили; полиция производила аресты каждый день. Их ругали? Да, и зачастую очень жестко. Тыкали их носом в содеянное? Лишь изредка. Газеты и официальные учреждения держали их фамилии в секрете -- таков был закон во многих штатах для тех, кто не достиг восемнадцати лет. Их шлепали? Ни в коем случае! Многих не шлепали, даже когда они были малышами! Считалось, что порка или другие наказания, причиняющие боль, могут повредить неустойчивой детской психике. Я подумал, что мой отец, должно быть, никогда не слыхал о такой теории. -- Телесные наказания в школах были запрещены законом, -- продолжал мистер Дюбуа. -- Порка дозволялась законом лишь в одной маленькой провинции -- в Делавере; полагалась она только за несколько преступлений и применялась крайне редко. Она считалась «жестоким и неординарным наказанием». Лично я не понимаю, что плохого в наказании жестоком и неординарном. Хотя судья должен быть, в принципе, милосердным, все равно его приговор обязательно должен причинять преступнику страдания, иначе наказание не будет наказанием. Ведь боль -- основной механизм, выработавшийся в нас в течение миллионов лет эволюции! И этот механизм охраняет нас, предупреждая всякий раз, когда что-либо угрожает нашему выживанию. Так почему же общество должно отрицать такой хороший механизм выживания? Но тот период был просто переполнен ненаучной, псевдо-психологической беесмыслимцей. И о неординарности: наказание должно выходить из ряда вон, иначе оно не сослужит никакой службы. Мистер Дюбуа указал пальцем на другого мальчика. -- Вот вы. Что произойдет, если щенка бить каждый час? -- Ну-у! Он, наверное, с ума сойдет! -- Возможно. И уж, конечно, ничему не научится. Сколько времени прошло с тех пор, как директор нашей школы в последний раз применял к ученикам розги? -- Ну, я точно не помню... Около двух лет. Тот парень у дари л... -- Неважно. Времени прошло достаточно много. Значит, это наказание настолько необычно, чтобы быть значительным, предостерегать и послужить уроком на будущее. Вернемся теперь снова к нашим малолетним преступникам. Очень вероятно, что их не наказывали во младенчестве, известно в точности, что не подвергали порке за преступления. Обычно все происходило в следующем порядке: за первое преступление «предупреждали» -- и зачастую вовсе без участия суда. После дальнейших проступков приговаривали к тюремному заключению, но приговор обычно откладывался, и юнец «отпускался на поруки». Такой подросток мог быть несколько раз арестован и приговорен, прежде чем его, наконец, наказывали. Затем его помещали в тюрьму, вместе с другими такими же, от кого он мог воспринять только новые преступные обычаи. И если он не творил особенных безобразий во время заключения, то приговор ему смягчали и отпускали его на поруки -- «давали помиловку», на жаргоне тех времен. Такие поблажки могли повторяться из года в год, а тем временем подросток преступал закон все чаще, все с большей жестокостью и изощренностью -- и всегда совершенно безнаказанно, только со скучноватыми, но вполне комфортабельными отсидками иногда. А затем вдруг наступало восемнадцатилетие, так называемый «малолетний преступник» становился по закону преступником взрослым, и зачастую уже через пару недель сидел в камере, приговоренный к смертной казни за убийство. Мистер Дюбуа снова указал на меня: -- Вот вы. Допустим, что щенка просто отчитали, не наказывая его, и позволили ему пачкать в доме... Только иногда выставляли за дверь, но вскоре впускали обратно, предупредив на будущее о том, что так делать нельзя. И вот в один прекрасный день щенок вырос во взрослую собаку, так и не отучившись пачкать в доме. Тогда вы хватаете ружье и пристреливаете его. Что скажете по этому поводу? -- Ну, это, по-моему, глупейший способ воспитывать щенка!» http://lib.ru/HYNLINE/troopers.txt Dolotov пишет: цитатаагрессивность - это движитель человеческой психики, генератор активности поведения. Задача культуры в целом и тем более высокого воспитания как ее элемента - перерабатывать агрессию в социально приемлемые формы активности А вот можно ли ставить знак равенства между агрессивностью и активностью? Активность-то м.б. и позитивной. Пожарник, который вытаскивает ребёнка из горящего дома, не менее активен, чем агрессивный маньяк.

Dolotov: Я понял вашу мысль. Еще раз - если начнем влезать в эту тему, опять произойдет маленькая холодная гражданская война в рамках форума. Ежели не вдаваться в цели, привходящие обстоятельства и последствия репрессий, то скажу так: в реале возобладала тенденция к упрощению ситуации - «нет человека - нет проблемы». Соответственно была выбита активная часть населения - те самая буржуазная, белая и краснопузая сволочь. В линии Полдня должна была возобладать тенденция к усложнению социума. Т.е. общество должно было научиться ненасильственно нейтрализовывать и с пользой использовать энергию Тухачевских, Ежовых и далее по списку. Поэтому они летают уже к Нептуну, а мы имеем то, что имеем. ;) (Как это было сделано конкретно - бог весть. Не знаю.)

Dolotov: Динлин пишет: цитатаА вот можно ли ставить знак равенства между агрессивностью и активностью? Активность-то м.б. и позитивной. Совершенно верно. Разница в мотивациях и общественной пользе. А биопсиологические механизмы обеспечения активнного поведения одинаковы - что у бандита с большой дороги, что у воина, сражающегося с захватчиком. Две стороны одной медали. И для активных людей очень актуальна альернатива судьбы - либо в асоциальные элементы, либо в герои. ) «А Колька Зять пошел в десантные войска и там, по слухам, он вполне нашел себя».

Динлин: Господа, присоединяюсь к предложению Долотова прекратить флейм. Тем более, сейчас для флейма есть отдельный форум «Свалка». Можно там организовывать бои без правил между форумчанами, и даже ставки делать .

Каммерер: Для Dolotov: Не уверен, что в конце 30-х этому научатся. Скорее всего 37-й будет завершением репрессий. Новую методику воспитания начнут применять на детях. Иначе все закончится пшиком.

Drakosha: Динлин пишет: цитатаИнтересно, как это будет выглядеть на практике в применении к людям, а не кроликам ? Прекрасно работает, и уже много лет. У Чалдини это хорошо описано («Психология влияния»). Можно еще здесь почитать про модификацию поведения: http://psyfactor.org/modification1.htm Вообще сайт интересный. Много материалов. Что-то мне тоже кажется, что с массовыми репрессиями мы получим реал. Тихое устранение опасных элементов? Ну типа автокатастрофа или яд?

Dolotov: Каммерер пишет: цитатаНе уверен, что в конце 30-х этому научатся. Согласен. Но могут начать стараться. ;)

Bastion: Каммерер пишет: цитатаЕстественно, в данном случае кадровый подбор Учителей круче, чем в МГБ. Должны пройти только люди с устоявшимся коммунистическим мировозрением, огромным чувством ответственности и педагогическим талантом. Хе-хе... Наберем и воспитаем фанатиков. И - не спуская пар - начнем экспорт революции... Какое там освоение космоса! До основанья, а затем... С нуля! Новый мир! Это как христине порушили и забыли все античные достижения и, в результате, человечество в развитии было отброшено на 1000 лет. Не надо фанатиков!

Каммерер: А может ну его......... этих Ежовых и прочих. Какая разница, расстреляли или отправили на перевоспитание лесоповалом. Начнем с 40-х годов. С первых експериментов в интернатах. И самое интересное. Сколько времени потребуется для создания социума Полдня. Я думаю, несколько столетий, но может профессиональные психологи дадут другую цифру?

Drakosha: Нужна полная замена населения. Социум Полдня будет создан, когда умрет последний, воспитанный по другим параметрам. В условиях тотальной «полднизации» на это уйдет около сотни лет. Если будут диссиденты - то больше, в зависимости от количества.

Динлин: Drakosha пишет: цитатаЕсли будут диссиденты - то больше, в зависимости от количества. А диссидентов - как у Ефремова - на Мадагаскар. Пускай по деревьям прыгают и бананы едят . Там им самое место. Bastion пишет: цитатаНаберем и воспитаем фанатиков. Зачем фанатиков ? Просто ответственных и порядочных людей. Вы «Педагогическую поэму»-то почитайте. Там конечно есть идеологическая шелуха, как во всех советских книгах, но основа - учить людей ответственно относиться к любому делу, которым они занимаются.

Bastion: Динлин пишет: цитатаВы «Педагогическую поэму»-то почитайте. Как же-с, читали-с Динлин пишет: цитатаучить людей ответственно относиться к любому делу, которым они занимаются. Я об этом и говорю! А заниматься они будут известно каким делом, - котрое поручат...

Каммерер: Значит 100 - 150 лет? Реально в картину Стругацких вписываемся.

Alternator: Динлин пишет: цитатакак у Ефремова - на Мадагаскар Поправка. На Шри-Ланку.

SerB: Для Drakosha: Drakosha пишет: цитатаТогда должны серьезно и на очень высоком уровне развиваться психология и социология, без объявлений «буржуазными лженауками». «Базисная теория феодализма» (с) »...измы» подставляются по мере необходимости. Т.е. искомое в мире Полдня имеется.

Александр: А что вы думаете вот об этом? Представления, из которых полезно исходить при воспитании детей. 1. Каждый человек в чем-то гениален. 2. Обучение может быть легким и увлекательным процессом. 3. Ошибки - источник и неизбежный спутник опыта. Тот, кто не делает ошибок - не делает ничего нового. Тот, кто повторяет одни и те же ошибки - не учитывает своего опыта. 4. Ответственность - это осознание того, что мои действия или бездействие в настоящем ведут к тем или иным последствиям в будущем. 5. Представления детей о мире ни в чем не уступают представлениям о мире их воспитателей, просто они другие.

Александр: А что вы думаете вот об этом? Представления, из которых полезно исходить при воспитании детей. 1. Каждый человек в чем-то гениален. 2. Обучение может быть легким и увлекательным процессом. 3. Ошибки - источник и неизбежный спутник опыта. Тот, кто не делает ошибок - не делает ничего нового. Тот, кто повторяет одни и те же ошибки - не учитывает своего опыта. 4. Ответственность - это осознание того, что мои действия или бездействие в настоящем ведут к тем или иным последствиям в будущем. 5. Представления детей о мире ни в чем не уступают представлениям о мире их воспитателей, просто они другие.

Bastion: Александр пишет: цитата2. Обучение может быть легким и увлекательным процессом. А может тяжелым и занудным! Дети все разные по моторности, востприятию, памяти и т.д. Александр пишет: цитата4. Ответственность - это осознание того, что мои действия или бездействие в настоящем ведут к тем или иным последствиям в будущем. Хи-хи Соответственно: Безответственность - это не понимание того, что мои действия или бездействие... И что? К чему этот тезис? Тем более что он конфликтует с путктом об ошибках Александр пишет: цитата5. Представления детей о мире ни в чем не уступают представлениям о мире их воспитателей, просто они другие. Представления атеиста о мире ни в чем не уступают представлениям теистов просто они другие... Представления мусульманина ни в чем не уступают представлениям будиста... И что? К чему был этот тезис?

Стас: Долотов: «СССР без репрессий 30-х» Я тоже так предполагаю.

Динлин: Александр пишет: цитата1. Каждый человек в чем-то гениален. 2. Обучение может быть легким и увлекательным процессом. 3. Ошибки - источник и неизбежный спутник опыта. Тот, кто не делает ошибок - не делает ничего нового. Тот, кто повторяет одни и те же ошибки - не учитывает своего опыта. 4. Ответственность - это осознание того, что мои действия или бездействие в настоящем ведут к тем или иным последствиям в будущем. 5. Представления детей о мире ни в чем не уступают представлениям о мире их воспитателей, просто они другие. 1. Гениален - нет. Но для каждого человека можно найти дело, с которым он справиться лучше среднего. Если он не безнадёжный лентяй-пофигист, что тоже бывает. 2. Этот подход и привёл к деградации образования в США до нынешнего уровня. Увлекательным - да, если удасться привить ребёнку интерес к некоторым предметам. Но лёгким - нет, да и не нужно. Мозг, как и любой орган, нуждается в тренировке для развития. 3. Абсолютно согласен. 4. Не только осознание, но и стремление изменить это будущее к лучшему, а не «и хер с ним, так сойдёт». А для изменения к лучшему ещё и воля нужна, кроме ответственности. 5. Не понял.

Bastion: Динлин пишет: цитатаНе только осознание, но и стремление изменить это будущее к лучшему, а не «и хер с ним, так сойдёт». Критерии «лучшести»? Фома Камапанелла? Хрущев?

п-к Рабинович: Возвращаясь к ВТВ и Макаренко - сам Б.Н. Стругацкий, будучи неоднократно спрошен в своем офф-лайн интервью, подчеркивал, что это вещи разные - Макаренко не воспитывал, он скорее «дрессировал» уже основательно испорченный человеческий материал, чтобы сделать из него приемлемых членов социума. От ВТВ это отличается кардинально. «Педагогическая поэма» уже более 20 лет одна из моих любимых книг, но какой же жуткий большевистский монстр проглядывает иногда через строки!

Снусмумрик: Товарищи! Ну какая, блин, развилка? ВТВ - это понятие из мира фэнтези, вместе с «силами добра» и «силами зла». В реальности существовать не может.

Динлин: Bastion пишет: цитатаКритерии «лучшести»? Это скорее для отдельной темы, но ИМХО лучшее общество - это то, которое людей делает лучше, т.е. умнее, сильнее, добрее.

Александр: Bastion пишет: цитатаА может тяжелым и занудным! Ну и что в этом полезного? Bastion пишет: цитатаБезответственность - это не понимание того, что мои действия или бездействие... И что? К чему этот тезис? Тем более что он конфликтует с путктом об ошибках Тезис этот к тому, что дает иное отношение к ответственности, без груза вины и комплексов по поводу содеянного. Противоречий с пунктом об ошибках нет. Я могу ошибаться, и за последствия своих ошибок я несу ответственность. «Несу ответственность» - это не значит, что я теперь должен до конца дней своих переживать по поводу своих ошибок. Это значит, что если в результате моих ошибок наступили какие-то неприятные для меня последствия, то я не буду искать козлов отпущения вовне, а буду действовать, чтобы изменить ситуацию. Bastion пишет: цитата Представления мусульманина ни в чем не уступают представлениям будиста... И что? К чему был этот тезис? Этот тезис к тому, что воспитуемый признается равным воспитателю. Такой же человек, с такими же правами, учитель не имеет права нарушать мировоззрение воспитуемого и навязывать ему свое мировоззрение только на том основании, что оно, якобы, лучше, правильнее. Есть еще два важных пункта: 6. В основе любого человеческого поведения лежит позитивное намерение. 7. Самый лучший способ научить чему-то - это собственный пример. Неважно, что Вы декларируете, важно, как Вы себя ведете. Из пунктов 4 и 7 идет не менее важное следствие. Если ребенок ведет себя не так, как Вам бы хотелось, в первую очередь обратите внимание на то, как Вы ведете себя по отношению к нему в подобных ситуациях. Динлин пишет: цитата1. Гениален - нет. Проводили такой опыт. Одним учителям говорили, что согласно проведенным обследованиям, их класс состоит из одаренных детей. Другим учителям по отношению к другому классу говорили, что способности у ребят ниже среднего. Как Вы думаете, какой класс демонстрировал наиболее впечатляющий прогресс? Так что чем выше оценка, тем лучших результатов удастся достичь. Динлин пишет: цитата2. Этот подход и привёл к деградации образования в США до нынешнего уровня. Увлекательным - да, если удасться привить ребёнку интерес к некоторым предметам. Но лёгким - нет, да и не нужно. Мозг, как и любой орган, нуждается в тренировке для развития. а. Что Вы знаете про состояние образовательной системы США? Сильно подозреваю, что Ваши представления поверхностны и недостаточно компетентны. Это не в обиду Вам, просто я бы не хотел отвечать на возражения, базирующиеся на стереотипах и слухах. б. Кто сказал, что тренировка - это нечто непременно тяжелое и изнурительное? Проводился эксперимент. Брались две группы баскетболистов. Одних на протяжении нескольких недель гоняли на тренировках, заставляя отрабатывать движения. Другая группа в то же время занималась лишь тем, что представляла свои движения. Как ни странно, на контрольных упражнениях вторая группа показала лучшие результаты? По-вашему, второй способ тяжелее? Динлин пишет: цитата4. Не только осознание, но и стремление изменить это будущее к лучшему, а не «и хер с ним, так сойдёт». Собственно, к моим пунктам это отношения не имеет. Замечу лишь, что а) Судить о том, как будет лучше, можно только за себя, тогда, кстати, и воля к изменениям появляется. Если не появляется, то здесь дело во внутренних блоках, когда человек просто не видит путей изменения, и то самое «хер с ним...» является самой обыкновенной психологической защитой. б) Любое наше предвидение будущего, основанное на сознательном анализе действительности, не может быть ни точным, ни полным. Причем, результат настолько далек от того, что получается в реале, что, порой, задумаешься, а стоит ли вообще этими прогнозами заниматься. Слишком много факторов надо учитывать. Другое дело, что бывают предвидения другого рода... Смысл введения пятого пунтка, надеюсь, я объяснил в этом письме выше.



полная версия страницы